«Он не спешит, он просто смотрит на часы…»
Ну и что я еще хотела написать про фестиваль… Меня можно бить и кусать, проклинать и делать все, что угодно. Но мне почему-то кажется, что фестиваль по сути своей закончился, хотя… началась «Детская республика». Трудно сказать, что сама идея слета себя изжила, скорее, она дала надежды и шансы парусам, потерпевшим крушение в чужих морях, а так же парусам, которые о своей парусности даже не имеют ни малейшего представления. НО! в связи со сложившейся ситуацией (как минимум результаты) на последнем слете, на мой взгляд, остается один вариант. И, как это ни грустно, печальный. Слет пора закрывать. На мой взгляд, на данный момент ничего ЛУЧШЕГО, чем было в этом году, слет не вынесет, разве что только по особой случайности. Жюри видимо, переработало. Оценка субъективного творчества во многом перестала быть адекватной и во многом стала быть пристрастной. Границы между «банально-технически» и «банально-идейно» размылись до неузнаваемости. Вплоть до того, что я могу привести в пример приблизительный разбор жюри какой-нибудь песни (как я его вижу). Ну например… Сергей Неверович (родился 24 июля 1966 года. Живет в Алмате (Казахстан). Лаурет фестиваля «Лиловый ветер» (2003), лауреат фестиваля «2 канал» — 2005 г.) Возьмем текст песни, ибо музыку я не слышала.
Сергей, простите, что я взяла в пример Вашу песню. И не обижайтесь на меня. Я просто на ней попыталась построить небольшой макет. Это все пустые слова и игры. Не воспринимайте пожалуйста весь нижестоящий бред всерьез.
Спасибо!
Итак:
Он не спешит, он просто смотрит на часы
Он не спешит, он просто смотрит на часы
И говорит слова секундной стрелке в такт
А сам чему-то усмехается в усы
Без всякой видимой причины просто так
И происходит наш вечерний разговор
Как в первый раз за все последние сто лет
Про всё что было с этим миром до сих пор
Даже про противостояние планет
И с нами что-то происходит исподволь
Кого семья грызёт кого грызёт тоска
Кого-то старит раньше срока алкоголь
Кого-то мажет раньше срока по вискам
Такого вечера впредь может и не быть
До самой старости и бог меня простит
За то что я себя пытаюсь убедить
Он не спешит, он просто смотрит на часы
Для начала я прочитываю текст от начала до конца и пытаюсь вникнуть в него с точки зрения жюри 2 Канала, т.е. зала. И вот я уже вижу первых блох.
Блоха номер один «Он не спешит, он просто смотрит на часы И говорит слова секундной стрелке в такт». Так я так и не поняла, КАКИЕ слова он говорит в такт секундной стрелке и ПОЧЕМУ? У меня возникает невольная ассоциация: люди, бьем тревогу! Герой нашей песни – разговаривает практически под метроном да еще и сам с собой! Он больной человек!.
Блоха номер два «А сам чему-то усмехается в усы Без всякой видимой причины просто так». Как нам известно – «смех без причины – признак дурачины». Тем самым мы подтверждаем первые две строчки. Герой нашей песни просто дурачок – больной на голову товарищ!
Блоха номер три: «И происходит наш вечерний разговор Как в первый раз за все последние сто лет». Из этих строк мы ясно видим, что автору песни, а так же герою песни явно перевалило за сотню. Тут уж не мудрено в старческом маразме говорить секундной стрелке в такт и чему-то «усмехаться в усы». Кстати, «усмехаться в усы» — фраза хорошая, можно сказать, что здесь автором проявлено умелое обращение с давно устоявшимися выражениями русского языка.
Блоха номер четыре «Про всё что было с этим миром до сих пор Даже про противостояние планет». В последней строчке скрылись два «бронтозавра». Первый – слово «даже» неоправданно меняет ударение на последний слог. Неоправданно, потому что это слово не несет в себе никакой дополнительной информации, а скорее наоборот – вставлено тут из-за количества слогов, которых не хватает в начале строки для её полноты. Следующий «бронтозавр» — это «про противостояние». Не звучит! Подряд два раза «про, про…». Против всех фонетических правил русского языка. Слова сливаются в одно – второе, и тогда предлог опять же теряет свой смысл. Итого в этой строчке из четырех слов по сути можно оставить два – «противостояние» и «планет».
Блоха номер пять «Кого-то старит раньше срока алкоголь Кого-то мажет раньше срока по вискам». Кто мажет кого-то по вискам раньше срока? Алкоголь? Чем? Не понимаю. Тема «Алкоголь» не раскрыта! А слово «мажет» в этом контексте больше звучит как «вмажет». Тут уж полный бред получается. Не так ли? Алкоголь вмазать не может кого-то! Но кто-то может вмазать столько алкоголю, что хош — не хош, а песня получится веселая.
«Такого вечера впредь может и не быть» — оооо даааа…..
«До самой старости и бог меня простит» — как известно, на больных не обижаются…
Блоха номер шесть «За то что я себя пытаюсь убедить Он не спешит, он просто смотрит на часы». Итак, я (находясь в старческом маразме и под явным воздействием алкоголя) пытаюсь убедить себя, наконец, в том, что мой собеседник (герой песни) не больной человек… Т.е. больной убеждает себя-больного, в том, что его больной герой (плод больного авторского воображения) совсем даже не больной.
Плюс рифма «простит» и «часы» — кривая. Да, шипящие… Но все равно кривая. Прислушайтесь сами.
Итого. Резюме. Из всей песни трезвого и хорошего у нас осталось два словосочетания «усмехается в усы» и «противостояние планет». При этом обе эти фразаны связаны никак иначе, как самым обычным маразмом! А теперь сами догадайтесь, в каких двух местах вы можете выступать с этой песней на публику?
Правильно! В психушке и в вытрезвителе!
……
Поаплодируем автору!
Я не знаю, как было бы на самом деле, и какие аргументы «против» этой песни выдвигались бы, но почему-то мне кажется, что среди вышенаписанного разбора хоть одно сходство, а найдется.
Теперь возьму свою личную точку зрения на эту песню. На мой взгляд, песня не выстреливает (точнее стих). Ни смыслом, ни изложением. В песне есть замечательная фраза (первая и она же последняя). Фраза, несущая в себе то, над чем можно задуматься. Начинается ею песня, далее идет расшифровка фразы с двумя техническими блохами в строке «Даже про противостояние планет». Хотя здесь я вижу смысл слова «даже». Да и блоху с ударением можно легко исправить при исполнении. Если музыка позволяет это сделать – замечательно. Если нет – слово можно спеть практически в конце предыдущей строки, поставив ударение в нужном месте и, выдержав остаток времени, допеть последнюю строчку. Тут уже по большому счету вопрос к музыке.
Но, оставив блох едем дальше. Дальше все спокойно. Натыкаемся еще на одну блоху в месте «по вискам». В предыдущей строке на втором месте стояло сказуемое, а в конце подлежащее. В этой же строке есть претензия на идентичность. «Кого-то», «Кого-то». И когда мы натыкаемся на слово «мажет», хочется спросить: кто? или что? мажет-то? И тут такой облом – «по вискам».
В остальном все более или менее чисто. В общем и целом песенка достаточно симпатичная (это я мысленно ссылаюсь на первую и последнюю фразу), но лауреатом я бы «её» не делала, потому что по большому счету она слабая, никакая ни в смысловом плане, ни в техническом. А строчки пока по закону «лауреатами» у нас не становятся.
И теперь попробую встать на позицию автора, выслушавшего предполагаемый жюрейный разбор. Думаю: меня только что так полили, как никогда и, причем не заслуженно. Я совсем не это имел в виду. Видимо, не сумел сказать. Они правы и неправы. Но я понимаю, что мне нечего сказать им наперевес. Они просто извернули все так, как могли. И понять-то особо не пытались песню. Смех, да и только! Я уже не говорю про элементарное уважение к личным переживаниям в песне (тактический момент, который взрослые люди по-идее просекают) и к настрою, с которым я пришел к ним услышать мнение великих умов. Я пришел подарить песню, а меня растоптали в пух и прах. Ладно. Я слышал немного про их жюри второканальское, но подобным разбором мне просто наплевали в душу.
Примерно такие мысли посещают сейчас меня. Вопрос остается только очень важный, как быть с «Детской республикой»?
Я уже думала про самостоятельные выездные мастерские, которые не будут нести имя «2 Канал», но будут продолжать свою работу для тех, кто в них нуждается. Но результата по большому счету не будет вообще. Некуда будет плоды выносить. Думаю, «2К» не возьмет более на себя ответственность за будущие имена с хромающим уровнем (планкой). Переформировать жюри невозможно. Эта идея тоже прорабатывалась и не нашла подходящего решения.
Почему я выношу это все «на эстраду», потому что вопрос стоит очень остро, по крайней мере для меня. И мне думается, что лучше закрыть фестиваль пока еще с не самой плохой репутацией, чем испортить её и все старания и труды, вложенные в его осуществление многими людьми.
Всё.
Отреагировать